Каталог товаров

3D технологии: реалистичнее некуда

Кинотеатры, демонстрирующие трехмерные, или, как принято было говорить десятилетия назад, стереоскопические фильмы, долгое время оставались диковинкой столичных городов. Однако в последние годы все изменилось: получать свою порцию незабываемых «киноощущений» можно регулярно, хоть каждый день, у себя дома. Достаточно лишь позаботиться о приобретении 3D телевизора...

Загадки человеческого глаза

Наши глаза – уникальный оптический прибор, позволяющий нам видеть мир как раз в том самом 3D изображении. То есть мы в состоянии оценить не только ширину и длину, но и глубину рассматриваемого предмета, а еще - расстояние до него. Секрет в том, что левый и правый глаз видят одну и ту же картинку в немного различающихся ракурсах. Наш мозг, получая оба этих «файла», обрабатывает информацию и выдает объемное изображение.

Кстати, бинокулярное зрение – яркое доказательство «охотничьей» природы человека. Возможность оценить расстояние до жертвы совершенно необходима для хищника!  

Секрет объемного изображения человечество разгадало довольно давно. Поначалу дело ограничивалось механическими приборами с оптическими эффектами, ну а в 1922 году, в Лос-Анджелесе, состоялась коммерческая демонстрация первого в мире стереоскопического фильма. Его название - «Сила любви» - в какой-то степени стало пророческим. Сила любви человечества к стереоэффектам во многом определила пути развития телевизионных технологий.

Сине-красная революция

Воспроизведение на экране стереоскопического изображения – задача, решить которую можно несколькими путями.

Самые известные и многочисленные способы получить объемное изображение требуют наличия специальных очков. Это: анаглиф, активная стереоскопия (затворная технология), пассивная стереоскопия (поляризация). В последнее время активно набирает обороты «безочковая» технология - автостереоскопия. Остановимся подробнее на каждой…

Все началось с так называемого анаглифа. Упомянутая выше «Сила любви» была снята как раз с помощью этой технологии. Стереоскопическое изображение получается с помощью цветового (спектрального) кодирования картинок отдельно для левого и правого глаза. Зрителю для просмотра такого фильма требуется надеть специальные очки, вот такие…

В этом приборе обычные стекла заменены светофильтрами. Для левого глаза – он как правило красный, для правого – синий, голубой или зеленый. Ну, а анаглифная картинка может выглядеть, например, так:

Преимущества технологии:

  • дешевизна и простота. Достаточно сказать, что анаглифные очки можно изготовить даже собственноручно;
  • минимальная нагрузка не переносицу. Кусочек картона или пластика и две цветные линзы: анаглифные очки зачастую весят даже меньше, чем обычные;
  • универсальность. Очки, завалявшиеся у вас, подойдут к любому стереофильму, предназначенному под их цвета.  

В свое время анаглиф, безусловно, стал прорывом в индустрии зрелищ, но сегодня он активно вытесняется более современными технологиями. О причинах – ниже…

Недостатки:

  • грубые погрешности в цветопередаче. При использовании анаглифа действительно качественная картинка получается лишь в случае с черно-белыми фильмами;
  • быстрая утомляемость глаз.

Когда глаза работают по очереди

Стереоскопия предполагает различие картинок для левого и правого глаз. Так почему бы не демонстрировать на экране эти изображения попеременно? При этом лишь необходимо обеспечить пассивность «неактивного» глаза, и достичь этого можно с помощью специальных очков, жестко синхронизированных с экранным изображением. Смена картинок происходит с очень высокой скоростью, незаметной человеческому глазу (от 60 Гц). Соединяясь, они создают эффект трехмерного изображения: да-да, картинка обретает объем и фактически покидает пределы экрана! Такая технология получила название «затворной», или «светоклапанной», или «активной стереоскопии».

Метод был описан в середине XIX века, но фильм, снятый таким способом, увидел свет лишь в 1936 году. Разумеется, с тех пор технология постоянно совершенствовалась: телевизоры с затворными очками, имеющиеся на рынке, разительно отличаются от первых светоклапанных моделей. И прежде всего: вместо механических затворов сегодня используются жидкокристаллические.

Преимущества затворной технологии:

  • отличное качество картинки. Впрочем, добиться этого можно лишь в случае, если очки будут идеально синхронизированы с экраном телевизора. Тогда каждый глаз будет получать лишь предназначенную для него часть изображения;
  • отсутствие требований к углу обзора. Качество картинки не зависит от положения головы зрителя;
  • полное разрешение. Поочередная демонстрация кадров дает возможность выводить каждый из них во весь экран.

Недостатки:

  • сложность гигиенической обработки. Очки с электронной начинкой невозможно содержать в такой же чистоте, как привычный аксессуар со стеклянными линзами;
  • отсутствие единого формата. Затворные очки, вероятнее всего, откажутся работать с техникой от другого производителя;
  • высокая цена;
  • утомляемость глаз. Светоклапанные телевизоры часто упрекают в мерцании экрана и раздваивании изображения при воспроизведении динамичных сцен;
  • нагрузка на переносицу. Очки имеют значительный вес, так что длительный просмотр фильма может оказаться весьма утомительным занятием. Хотя справедливости ради скажем: производители работают над устранением этой проблемы. Samsung, к примеру, выпустил очки весом всего 28 г. Вот эти:

Под правильным углом

Еще одна 3D технология носит название поляризационной, или пассивной стереоскопии. Суть в следующем: демонстрация фильма осуществляется с помощью двух синхронизированных проекторов – по одному для каждого глаза. Устройства снабжаются специальными поляризационными фильтрами, направленными перпендикулярно друг другу (линейная поляризация) или в противоположные стороны (круговая поляризация).  

Соответственно для просмотра фильма необходимы очки с фильтрами-поляризаторами, которые отсеивают ненужное изображение.

Преимущества технологии:

  • отличное качество картинки. Особенно это заметно в IMAX-кинотеатрах, когда изображение транслируется на огромные экраны;
  • дешевизна очков – по сравнению с затворными аналогами;
  • при круговой поляризации – независимость качества изображения от угла наклона головы;
  • комфортность для глаз.

Недостатки:

  • уменьшение разрешения. Поскольку на экран одновременно транслируются картинки для обоих глаз (построчно или в шахматном порядке), разрешение итогового изображения получается в два раза меньше, чем разрешение экрана;
  • «заточенность» очков под оборудование своей марки;
  • особые требования к технике. Для того чтобы избежать потерь яркости изображения и деполяризации, применяются посеребренные экраны;
  • при линейной поляризации - необходимость сохранять ровное положение головы, иначе искажается цвет и теряется эффект 3D изображения.  

Никаких очков!

Какие бы новые, сверхлегкие и удобные очки ни выпускали производители, все же перспектива смотреть фильм 3D без каких бы то ни было приспособлений является гораздо более привлекательной. Вот почему столь велико внимание публики к новой, автостереоскопической, или «безочковой» технологии.

Итак, знакомимся: лантикулярный экран. Названием своим он обязан одноименной пленке, которая вместе с микролинзами особым образом преломляет свет, идущий от экрана. В правый и левый глаз попадают разные картинки, или ракурсы, и в результате появляется стереоскопическое изображение. Помимо пленки, для таких экранов требуется специальное ПО, а также контент, приготовленный по особой «рецептуре».

Преимущества технологии:

  • главное и неоспоримое – отсутствие очков.

Недостатки:

  • малое разрешение, вызванное особенностями контента;
  • крайне малый угол обзора: зритель должен находиться непосредственно перед экраном;
  • высокая цена.

Эра трехмерного телевидения уже наступила: это неоспоримый факт. Появляются 3D телепрограммы - достаточно вспомнить трансляцию чемпионата мира по футболу, - новостные ленты то и дело снабжают публику сообщениями об очередных технологических прорывах в этой области. Разумно предположить, что в ближайшем будущем автостереоскопические технологии вытеснят с рынка конкурентов. Но речь именно о будущем: сегодня темпы продаж «безочковой» 3D техники крайне низки. Покупатели не торопятся выкладывать кругленькую сумму за сомнительный продукт… Как дальше сложатся события, сможет показать только время.